Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Северо-западная межрегиональная  общественная  организация евреев-инвалидов бывших узников фашистских концлагерей и гетто

Санкт - Петербург

Общение с молодежью

 

 

 

К Международному Дню памяти жертв Холокоста: новые документальные фильмы

Рекомендуем при проведении мемориальных мероприятий использовать фрагменты  4  документальных фильмов израильского режиссера Бориса Мафцира о Холокосте на территории СССР , в том числе России ( «Холокост. Восточный фронт») . Эти фильмы  доступны для просмотра ( бесплатно)  на  сайте - www.holocaustinussr.com

Если Вы демонстрировали эти фильмы в ходе «Недели памяти», просим до 31 января сообщить дату просмотра, название фильма  и число участников  

 


 

Проект  «Музыка и Холокост».

«Священные даты истории».

 

 ГБОУ школа "Тутти"

Санкт-Петербург

Учителя музыкально-теоретических дисциплин:

Островская Я.Е., Дыгодюк Н.В., Фокина О.О.

2016-2017 учебный год

 

Идея проекта:

   27 января 1945 года Советские войска освободили Освенцим. Этот день сегодня отмечается во всем мире как Международный день памяти жертв Холокоста. Для петербуржцев это особый день, который в нашем городе всегда отмечается как День снятия блокады Ленинграда. Два великих события, две священные даты истории стоят рядом и отмечаются подряд одна за другой. Отмечает эти даты и Санкт-Петербургская филармония  им. Д.Д.Шостаковича. Дню  памяти жертв Холокоста посвящен особый благотворительный концерт под названием «Желтые звезды».

   К сожалению, сегодня молодежь знает далеко не все или совсем ничего об этом драматическом событии мировой истории, в освобождении от которого непосредственное участие принимали наши, Советские солдаты. Старшее поколение еще знает и помнит, что такое Холокост, а современные школьники и студенты далеко не так хорошо ориентируются в том, что было в не очень далеком прошлом  и в тех исторических уроках, которые надо «выучить» сегодня. Узнав о том, что в Большом зале Филармонии 23 января должна состояться пресс-конференция на тему «Музыка и Холокост», а в задачи этой конференции входит общение  всех участников предстоящего концерта «Желтые звезды» с Петербургскими школьниками, мы, учителя музыкальных дисциплин ГБОУ школы «Тутти»,   подумали о том, насколько необходима такая встреча  ученикам  старших классов нашей школы, и решили принять в ней участие.  Мы прекрасно понимали,  как общение с выдающимися деятелями искусства и культуры повлияет на правильное восприятие детьми этой темы, как подобное живое обсуждение  станет огромным воспитательным импульсом для формирования определенных взглядов  ребят, как  на исторический аспект Холокоста, так и на связанную с ним всеобщую проблему человечности и гуманизма, очень актуальную сегодня.

   Нам важно было проследить за реакцией учеников  и на само событие, и на конкретный обсуждаемый материал в виде литературного первоисточника («Дневник Маши Рольникайте»), и на судьбу его автора – самой писательницы Марии Рольникайте, которая совсем недавно ушла из жизни. Еще нам было важно пообщаться и выслушать мнения и высказывания телеведущего Александра  Малича, директора филармонии  И. Черкасова, дирижера Владимира Альтшуллера,  кларнетиста Юлиана Милкиса,  пианистки Полины Осетинской, артистки Чулпан Хаматовой, музейных работников, психологов и других участников пресс-конференции.

   Также нам было важно, чтобы среди учащиеся 9-го и 10-го классов нашей школы состоялась  дискуссия, в процессе которой  прошло бы обсуждение всех аспектов проблемы Холокоста, проблемы Войны и Мира, связи Холокоста с блокадой Ленинграда (видение этих двух исторических событий как двух версий одной страшной гуманитарной и гуманистической катастрофы).

   Так возникла идея этого проекта, которая разворачивался в ГБОУ школе «Тутти» учителями музыкально-теоретических дисциплин и учениками 9-го и 10-го классов в течение двух зимних месяцев 2017 года и завершилась написанием отзывов, содержащих отношения ребят к конференции, к событию и к современности (личностный аспект), и оформлением стенда с этими материалами (просветительский аспект)

Методическая разработка проекта

Тема: Музыка и Холокост: в рамках темы -  участие в мероприятиях, посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста, Дню снятия блокады Ленинграда.

Руководители: Островская Я.Е., Дыгодюк Н.В., Фокина О.О.

Предметы: Искусство, музыка; Музыкальная литература с элементами краеведения; История России – ХХ век; Отечественная литература – ХХ-й век.  

Классы: 9-й, 10-й

Возраст детей:14 – 16 лет.

Количество участников:  3 учителя музыкально-теоретических дисциплин и 37 учащихся (15 учеников 9-го класса и 12 учеников 10-го класса).

Тип проекта: социально-учебный

Направленность: социализация обучающихся, выработка и утверждение определенной гражданской позиции  учащихся старших классов ГБОУ школы «Тутти».

Проблема для изучения обучающимися: отражение темы Холокоста в мемуарной литературе (воспоминания) и в произведениях музыкального искусства, а также в биографиях разных участников событий.

Время работы над проектом: период с середины января  по февраль 2017 года

Режим работы:

·       самостоятельная работа с заданными материалами – одна неделя (с 16 по 22 января),

·       посещение городского мероприятия в Филармонии – 23 января,

·       1-я школьная конференция – обсуждение  прошедшего мероприятия в Филармонии и участие в общей дискуссии – 25 января,

·       практическое занятие – написание отзывов – 30 января,

·       2-яшкольная конференция – обсуждение написанных отзывов, дискуссия  – 6-го февраля,

·       обработка материалов для создания тематической стенгазеты – в течение последующих 2-х недель февраля.

Цели:

·       расширить социально-этический кругозор обучающихся и их предметные знания по ряду музыкальных и внемузыкальных вопросов;

·       показать ученикам, что события, произошедшие тогда, еще имеют влияние на жизнь людей сейчас, как на личном, так и на социальном уровне;

·       получить опыт формирования и высказывания своей позиции, защиты своих взглядов,  и опыт написания отзыва.

 

 

Задачи:

-познакомить учащихся с малоизвестными для молодежи сегодняшнего дня историческими фактами, с материалами о судьбах разных людей, пострадавших от этой всемирной беды, оставивших записки и мемуары о своих страданиях и борьбе за жизнь, борьбе  против зла и бесчеловечности;

- эмоционально и фактологически подготовить учащихся к обсуждению  темы Холокоста в годы  второй мировой войны, прочесть и проанализировать «Дневник Маши Рольникайте», который должен обсуждаться в ходе конференции;

- учителям подготовить и сделать для учащихся обзорные сообщения об  отражении темы Холокоста в литературных и музыкальных  произведениях, в произведениях изобразительного искусства, документальных и художественных фильмах; дать краткие сведения о композиторах и произведениях, которые должны прозвучать в программе концерта «Желтые звезды» 24-го января  и о которых пойдет речь на филармонической пресс-конференции;

- ученикам и учителям  23.01.17  г. участвовать в качестве слушателей в филармонической пресс-конференции, предваряющей  концерт «Жёлтые звёзды», посвящённый Международному дню памяти жертв Холокоста;

- написать отзывы о состоявшейся пресс-конференции с участием известных исполнителей и ведущих деятелей культуры и подготовить к публикации;

- оформить стенд со всеми наработанными материалами.

Педагогические методы и приёмы:

комплексные, включающие и групповые (конференции, дискуссии, беседы, участие в интегрированном уроке в качестве авторов своих отзывов и подборе материалов и оформлении стенда), и индивидуальные формы работы (консультация каждого автора отзыва в процессе его написания).

Средства и материалы:

видеоматериалы, текстовые материалы аудиозаписей, конспект выступлений участников конференции, фотографии, материалы из интернета и др.

 

 

Формы контроля:

оценка выполнения проектных заданий в процессе развертывания проекта его руководителями.

Результаты проекта:

·       расширение знаний о Холокосте;

·       о произведениях искусства, созданных на эту тему;

·       высказывание своих впечатлений об этих произведениях и их исполнителях, а также о филармонической пресс-конференции и ее участниках;  

·       развитие навыков конспектирования в ходе филармонической конференции;

·       освоение информационных источников;

·       выработка собственной гражданской позиции и умения ее защищать;

·       умение участвовать в дискуссии.

Продукты проекта:

·       отзывы учащихся о пресс-конференции (см. Приложение №1);

·       оформление стенда, включающего как лучшие отзывы учащихся, так и сопутствующий материал проекта:                                                                                                        сведения о писательнице М.Рольникайте и ее «Дневнике»;                                  программу концерта с аннотацией;                                                                             сведения о композиторе Г.Канчели  и его «Ночных молитвах»; описание конференции: ее участников, идеи и высказываний деятелей культуры, выступавших за круглым столом;                                                                          фото учеников и учителей ГБОУ школы «Тутти» в зале на пресс-конференции и с Чулпан Хаматовой  (см. Приложение №2 – фото стенда и его материалы подробно)

Последовательность этапов проекта:

1. Подготовительный или предварительный. Ученикам 9-го и 11-го классов раздаются подготовленные учителями распечатанные материалы об участниках филармонической пресс-конференции, а также о произведениях, которые будут исполняться на концерте и обсуждаться на мероприятии. Они должны освоить заданный материал самостоятельно в течение недели  с                            16-го по 22 января. Ответственная за подбор материала – Островская Я.Е.

 

2. Основные этапы:

1.    формирование группы наиболее активных учеников, которые пойдут на пресс-конференцию в филармонию 23 января и затем смогут изложить в письменном виде (отзывы) свои впечатления – с 20-го по 23 января. В течение этого периода была отобрана инициативная группа в количестве 5 человек из 9-го класса и 7 человек 11-го класса. Ответственные - Дыгодюк Н.В.,  Островская Я.Е. ,Фокина О.О.;

2.    посещение филармонического мероприятия группой учащихся ГБОУ школы «Тутти» и учителями – руководителями проекта, преподавателями музыкально-теоретических дисциплин Островской Я.Е., Дыгодюк Н.В., Фокиной О.О. – 23 января;

3.    проведение 1-й школьной конференции,  цель которой – выслушать рассказы о встрече инициативной группы школьников с известными деятелями культуры и искусства на филармонической пресс-конференции; обсудить увиденное и услышанное со всеми учащимися 9-го и 10-го классов,  высказать всем свою точку зрения на проблемы Холокоста в историческом и сегодняшнем контексте. Ведущие – учителя, руководители проекта.  – 25 января; 

4.    проведение практического занятия с группой наиболее активных учащихся, посетивших филармонию, для написания отзывов о прошедшем мероприятии и о проблеме Холокоста в свободной форме -  руководитель  Островской Я.Е. – 30 января;

5.    проведение второй школьной конференции со всеми учениками 9-го и 10-го классов  и учителями – руководителями проекта,   Ее цель:                                                                                    а) чтение написанных отзывов и их обсуждение всеми участниками проекта;                                                                                                                    б) оценка написанных по следующим критериям:                                                         четкость изложения материала,                                                                        убежденность и  аргументированность своей позиции;                                                                                      в) отбор работ для  публикации на сайте школы и для  оформления стенда – 6 февраля;

 подготовка всех материалов для оформления стенда, куда войдут лучшие отзывы учеников, материалы по пресс-конференции,  фото наших учеников  с Чулпан Хаматовой,  другие фото,  материалы о писательнице Марии Рольникайте, сведения о композиторе Г.Канчели,  

1.    история возникновения концертов «Желтых звезд» в Филармонии  – в течение 2-х недель февраля,

2.    Оформление стенда – 20-е – 21 февраля, ответственные –   Дыгодюк Н.В., Островская Я.Е., Фокина О.О. совместно с учениками 10-го класса.

 

 

 


Приложение №1.

Отзывы учащихся ГБОУ школы «Тутти»

 Дмитрий М. 9-й кл.

В понедельник 23 января я имел честь быть в фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии на конференции "Музыка и холокост". На конференции присутствовали известные артисты и музыканты - Чулпан Хаматова, Полина Осетинская, директор Филармонии и др. А ведущим конференции был Александр Малич. В обсуждении поднимались различные темы, например, актуальность Холокоста в наши дни и отсутствие явного прогресса и развития в духовной составляющей жизни человека. Также были показаны  различные видео материалы,  демонстрирующие мемориальные места и выживших в Холокосте музыкантов.

         Эта встреча заставила меня задуматься и узнать много нового. Мне было интересно услышать   мнения разных людей на эту тему и сформировать собственный взгляд на эти события.

 Валентина И. 10-й кл.

В наше время небольшое количество людей могут говорить на такие темы. И не из-за того, что это тяжело, а из-за того, что половине из них все равно!!! Конечно, сейчас мы не можем полностью понять и почувствовать, какой ужас пережили те люди, но именно этому и была посвящена данная конференция. Мне кажется, что надо проводить больше таких мероприятий, чтобы нынешняя молодежь знала, каким образом мы добились мира и ради чего были принесены такие жертвы. Больше всего мне понравилась точка зрения Чулпан Хаматовой, так как  она выражала ее более конкретно, чем все остальные участники круглого стола. Но если обобщить, то мне понравились все высказывания, ведь они знали, о чем говорили, это подтверждалось каждой репликой того или иного участника.

 ВероникаЦ. 10-й кл.

Я считаю, что очень хорошо, что в наше время не боятся затрагивать и откровенно говорить на такие темы. Язык, на котором нам рассказывали  о событиях  Холокоста,  был очень понятен нам, молодому поколению. Видеоряд очень хорошо дополнял речь участников круглого стола. Конечно, стоит чаще говорить на такие темы, а особенно с молодым поколением, ведь мы уже не так относимся к войне, как это делают люди старшего поколения. Мне понравилось абсолютно все, не хотелось бы выделять кого-то конкретного, ведь все участники гармонично дополняли друг друга.

 Адриана Ч. 10-й кл.

           В самом начале конференции нам показали один очень знаковый видеоролик.  На нем всемирно известный скрипач Вадим Венгеров играл на скрипке прямо на территории Освенцима! Меня до глубины души (прямо до мурашек) поразила его игра, ведь он исполнял знаменитую Чакону Баха! И где? Он исполнял ее в лагере смерти!!!

         Также меня поразил рассказ о биографии Виктора Франкла, которую нам поведала психолог  Снежана Замалиева. И я восторгаюсь и не понимаю,  как можно так сильно любить и верить в жизнь после такой тяжелой жизни!

         И я снова поразилась, когда Людмила Максимовская рассказала нам печальную историю, где старик признается своей молодой родственнице в том, что на том кладбище, где она собирала цветы, были похоронены ее родные...

В целом, я хочу сказать, что эта конференция мне очень и очень понравилась. Я считаю, что те, кто не попал на нее, потеряли очень много!         И после этой конференции я очень захотела попасть на концерт!

СПАСИБО!

Ангелина О. 10-й кл.

В филармонии 23-го января проходила пресс-конференция создателей и участников концерта «Желтые звезды», посвященного жертвам Холокоста. Среди создателей и участников звучат такие имена, как В.Альтшулер,                           П. Осетинская, Ч.Хаматова, А,Малич  и другие. Было интересно услышать мнение каждого из них по этой тяжелой для всего мира теме. Звучали рассказы о музыкантах,  которые пережили ужасы Холокоста, продолжая творить и верить в спасение. Эти поступки характеризуют невероятную душевную силу всех жертв этой страшной трагедии.  Думаю, что слушатели, побывавшие на конференции, впоследствии на концерте испытали огромный душевный подъем и приобрели новый жизненный опыт, впечатления, которые помогут как можно лучше понять и представить те ужасные ошибки, которые были допущенные людьми.     Я считаю необходимым и правильным организовывать подобные мероприятия с памятью о страшнейших моментах Мировой истории. Они воспитывают души людей!

Александр К. 10-й кл.

Конференция прошла довольно быстро. Проделана огромная работа, много интересной информации (исторических фактов), много историй, жизней, связанных с Холокостом, много сломанных судеб. То время (время Холокоста) уже прошло, но тем не менее разговоры о нем продолжаются и по сей день.

         Я же отношусь к Холокосту как к некоему событию, которое просто было. Я не хочу давать поверхностную оценку и конференции, и событию - Холокосту. Да, это было, действительно, это ужасно, это было, и, безусловно, это не должно повториться. Я считаю, что люди, которые это пережили,  не хотят возвращаться к этому страшному периоду в своей жизни и лишь сильнейшие из них делятся своими воспоминаниями, своей историей, чтобы это никогда не повторилось.

         Хочу ответить на один вопрос, заданный женщиной на конференции. Вопрос очень хороший. Было  спокойно, люди уже собирались уходить, и поэтому я посчитал ненужным высказывание  своего прямого и, как мне кажется, реалистичного мнения. Я не взял микрофон.

         Я отвечу на этот вопрос на бумаге. "Почему же люди не научились быть милосердными и  гуманными, почему за столетия войн человечество не научилось любить?"

         Начнем с «давних» лет, с каменного века…О какой любви может идти речь? Еще древние племена вели постоянные войны, насилие было обыденностью. И как при таких «спартанских» условиях может возникнуть любовь, мало того – доброта, забота о человеке, в конце концов – духовность?! Все ошибки истории, все войны и конфликты продолжаются и по сей день! И далеко ходить не надо. Вот, почти «за забором», в соседней стране идет гражданская война, «бессмысленная и беспощадная», как говорил великий Поэт. В том же ряду и Холокост, о котором все так много говорили и обсуждали его беды,…Похоже, что мы еще не вышли из Каменного века….

         Мы не должны все время учиться только на своих ошибках, пропускать все через себя. Нужно уметь понимать чужие ошибки и стараться никогда  не повторять их!

 

                            Приложение №2

                            Содержание стенда.

Сведения о писательнице М. Рольникайте.

 

Мария Григорьевна Рольникайте (21 июля 1927 г., Клайпеда - 7 апреля 2016 г. Санкт-Петербург) - еврейская, русская и литовская писательница, публицист, мемуарист, общественный деятель.

 

 

 

 

Предисловие И.Эренбурга к «Дневнику Маши Рольникайте»

Во Франции, в Польше, в Чехословакии, в других странах вышло много художественных произведений, сделан десяток кинокартин, показывающих массовое уничтожение нацистами евреев. Есть среди них более или менее удачные, но писателю или художнику не дано перевоплотить происшедшее: у искусства свои законы и оно останавливается перед творческим преображением тех явлений, которые лежат вне пределов всего человеческого.

Как я писал о том в моей книге воспоминаний, вместе с покойным Василием Семеновичем Гроссманом, мы начали в годы войны собирать документы, описывающие истребление нацистами еврейского населения на советской территории, захваченной гитлеровцами: предсмертные письма, рассказы немногих спасшихся, дневники — рижского художника, харьковской студентки, стариков, девушек. Сборник мы назвали "Черной книгой". При закрытии Еврейского антифашистского комитета, набранная, сверстанная и частично напечатанная книга была уничтожена. К счастью, у меня сохранились многие оригиналы документов. Теперь "Черную книгу" собираются издать. Думаю, что она всколыхнет совесть тех читателей, которые начали забывать о страшных годах фашизма: ведь в ней нет ни искусства, ни выдумки — клочки бумаги, на которых записана правда.

Дневник Маши Рольникайте вышел в Вильнюсе на литовском языке, а в начале 1965 года ленинградский журнал «Звезда» опубликовал его по-русски: в нем ценны не фантазия автора, а правдивость описания жизни в гетто и всего пережитого четырнадцатилетней девочкой, которую жизнь заставила преждевременно думать, наблюдать, молчать.

Дневник Анны Франк писала тоже девочка и он оборвался рано. В ее дневнике нет ни быта гетто, ни массовых убийств, ни лагерей смерти. Замурованная девочка играла в любовь, в жизнь, даже в литературу, а за стенами шла зловещая охота за спрятавшимися евреями. Дневник Анны Франк сберегла голландка и его напечатали без того, чтобы человеческая память или рука редактора прикоснулась бы к тексту. Дневник девочки потряс миллионы читателей своей детской правдой.

Добрый и смелый учитель Маши, Йонайтис сохранил первую тетрадку дневника — начало страшных лет. Потом Маша, по совету матери, стала заучивать наизусть написанное, но не всегда она могла писать и не все из написанного запомнила слово в слово. Свой дневник она восстановила и записала после освобождения: события описаны правдиво, точно, но, конечно, не всегда восемнадцатилетняя Маша могла восстановить чувствования пятнадцатилетней девочки. Однако ее дневник необычайно ценен детальным рассказом о жизни десятков тысяч людей в гетто: одни покорно ждали смерти, другие надеялись на чудо, третьи боролись, как один из героев Сопротивления Витенберг.

Маша была дочерью прогрессивного виленского адвоката, который не раз выступал в суде, защищая коммунистов. К его фамилии Рольник прибавлено литовское окончание, а в русском издании имя Маши, которое показалось уменьшительным, превратилось в Марию. Маша еще в школьные годы увлекалась литературой, потом закончила Литературный институт. Но само заглавие показывает, что Маша почти всегда ограждала свой дневник от вторжения литературы: это свидетельское показание.

В городах и местечках Украины, России, гитлеровцы вскоре после захвата собирали евреев и расстреливали их. Так было в Киеве, в Харькове, в Днепропетровске, в Гомеле, в Смоленске и в других городах. В Риге, в Вильнюсе, в Шауляе, в Каунасе, в Минске гитлеровцы устроили гетто, посылали евреев на работу и убивали постепенно — массовые расстрелы назывались "акциями".

До революции Вильно был русским губернским городом, на короткий срок стал столицей Литвы, в конце 1920 года его захватили поляки, а в 1939 году он снова отошел к Литве.

С давних пор Вильно считался одним из крупнейших центров еврейской культуры. Нацист Розенберг нашел в нем немало древних книг и ценных рукописей. Нет точной статистики евреев, убитых нацистами. Спаслись немногие — город был захвачен гитлеровцами в первые же дни войны. Вильнюс был освобожден в июле 1944 года после шестидневных уличных боев. Я встретил тогда в городе отряды еврейских партизан; они мне рассказали, что около пятисот юношей и девушек убежали из гетто и вошли в партизанские отряды. Все остальные узники гетто — около восьмидесяти тысяч были убиты нацистами неподалеку от Вильнюса — в Понарах.

Рассказывая о том, как ее разлучили с матерью, Маша пишет: "Плачу. Что я сделала? Что сделала мама, другие люди? Разве можно убивать только за национальность? Откуда эта дикая ненависть к нам? За что?" — Так спрашивала шестнадцатилетняя девочка и это не праздный вопрос. Прошло двадцать лет со дня разгрома гитлеровской империи, но снова и в Западной Германии, и в других странах мира появляются пауки свастики на памятниках замученных, раздаются старые разговоры о том, что во всех несчастьях виноваты евреи. Пусть книга Маши, один из многих документов, показывающих годы затемнения разума и совести, презрения ко всему человеческому, напомнит о том, что, как сказал польский поэт Тувим, "антисемитизм это международный язык фашизма" и что, пока не исчезнут призраки расизма и фашизма, ни одна мать — ни еврейская и ни «арийская», ни черная и ни белая не сможет спокойно глядеть на своих детей. Маленькая сестренка Маши Раечка спрашивала в последние минуты мать: "А когда расстреливают — больно?".

Пусть это никогда не повторится.

Илья ЭРЕНБУРГ

 

 

Композитор Гия Канчели и его «Ночные молитвы»

 

«Ночные молитвы» Канчели - это последняя часть цикла «Жизнь без Рождества», включающего четыре самостоятельных произведения, которые были заказаны композитору в конце 1980-х годов музыкантами или музыкальными организациями разных стран.
«Утренние», «Дневные», «Вечерние» и «Ночные молитвы» написаны для разных составов и чаще всего исполняются отдельно. Однако, они объединены образно-интопационными перекличками и возвращением основных тем в коде «Ночных молитв».
В каждую часть сочинения вплетены строки псалмов, созвучные ее образному строю.

«Ночные молитвы» существуют в двух различных редакциях.
Первая написана по заказу знаменитого Кронос-квартета и была впервые исполнена 14 марта 1992 года в Йене.
Позже Канчели сделал новую редакцию для норвежского сопрано-саксофониста Яна Гарбарска, струнного оркестра и магнитофонной записи; премьера которой состоялась 28 сентября 1995 года в Штутгарте.


Версия с солирующим кларнетом
 впервые была исполнена в Москве 21 октября 2005 года Юлианом Милкисом и оркестром под управлением Марка Горенштейна.

«Ночные молитвы», сохраняя и развивая линию симфоний, обретают качество особой утонченной «еретической» простоты. Это - тихая и медленная музыка с долгими паузами и многими «недосказанностями», с филигранной проработкой деталей.

Включение солирующих инструментов и голоса (в коде сочинения детский голос (в магнитофонной записи) поет строку из 129-го Псалма «Господи, услышь голос мой») придает музыке особый личностный характер, а использование магнитофонной записи сообщает ей пространственную и смысловую многомерность.


Канчели о себе самом:

 «Мне нравится быть старомодным. Я чувствую, что принадлежу той эпохе, когда мужчины еще ездили на лошадях, а дамы боялись пользоваться первыми легковыми автомобилями».

«Когда человек заходит в церковь, синагогу или мечеть в то время, когда там не идет служба, он слышит особую, ни с чем не сравнимую магическую тишину. Моя задача – превратить эту тишину в музыку».

«Говорят, что красота спасет мир. Но кто в таком случае спасет саму красоту? Я думаю об этом всякий раз, когда сажусь за рояль или беру в руки чистый лист нотной бумаги».


Подготовительный материал, представляющий основные мероприятия – концерт и пресс-конференцию

Хаматова прочтет Рольникайте в память о Холокосте

23 ЯНВАРЯ 2017 18:35 Галина Артеменко 
версия для печати

В Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича 24 января 2017 года состоится концерт «Желтые звезды. Ко Дню памяти жертв Холокоста». Актриса  и благотворитель  Чулпан Хаматова будет читать отрывки из книги Маши Рольникайте «Я должна рассказать», за фортепиано – Полина Осетинская.

 

Чулпан Хаматова впервые с текстами Маши Рольникайте  познакомилась год назад, при подготовке благотворительного концерта фонда «Подари жизнь» в Лондоне, Чулпан читала там отрывки из книги, в которой были собраны дневники детей и подростков времен Второй мировой войны – блокадные, из гетто и концлагерей, с фронта. Чулпан Хматова читала книгу и со своими старшими дочерьми-подростками 13 и 14 лет. И вот теперь тексты Маши Рольникайте прозвучат в Большом зале Петербургской Филармонии.

 

Петербургская писательница Мария Григорьевна Рольникайте прошла через вильнюсское гетто и немецкие концлагеря, потеряла почти всю семью – маму, сестру и маленького брата. Маша Рольникайте вела на идиш  дневники в гетто и в лагере, но  многие записи погибли, девушка учила свои тексты наизусть. Впервые книга «Я должна рассказать» была издана в Литве на литовском языке в 1963 году, в 1965 – на русском языке в журнале «Звезда», потом этот текст был переведен на 18 языков мира. 7 апреля 2017 года будет год, как Мария Григорьевна Рольникайте ушла из жизни, но она еще успела увидеть читательский успех переиздания своей книги Ильей Бернштейном.  Об этом издательском проекте MR7.ru писал год назад.

 

Перед завтрашним концертом в Бетховенском фойе Большого зала Филармонии устроители встретились с петербургскими старшеклассниками. Чулпан Хаматова, Полина Осетинская, другие участники концерта говорили о том, что значит для них это событие. Рассказали и о враче – основателе логотерапии  Викторе Франкле и его книгах «Скажи жизни «да» и «Психолог в концлагере».  Людмила Максимовская, директор музея в Невеле (Псковска область) говорила о «Голубой даче» - невельском гетто, где было уничтожено две тысячи евреев, о самом Невеле, который до Холокоста был славен богатой историей еврейской общины.

 

Она говорила о мемориале на Голубой даче, но ни слова не сказала о том, что минувшим летом мемориал погибшим от рук фашистов евреям был осквернен вандалами – надгробья повалены, кусты сирени на аллее Праведников вырваны. Не сказали подросткам и о том, что самая близкая к Петербургу, а тогда Ленинграду еврейская трагедия произошла в Пушкине – всех городских евреев после взятия Пушкина фашисты уничтожили, об этом напоминает установленный в 1991 году памятник «Формула Скорби» Вадима Сидура, того самого скульптора – ветерана войны. Его работы уничтожили в московском Манеже религиозные фанатики.

 

В 2016 году в Филармонии также состоялся концерт «Желтые звезды» - там Ксения Раппопорт читала знаменитое письмо матери из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

 

«Желтые звезды» (Пуримшпиль в гетто) – название концерта для оркестра, созданного Исааком Шварцем памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев и умершего в 1947 году в советской тюрьме. Премьера  концерта состоялась 10 мая 2000 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича и была приурочена ко Дню Независимости Израиля.

 

Международный День памяти жертв Холокоста отмечается в мире 27 января -  в этот день в 1945 году советские войска освободили Освенцим

 

Санкт-Петербург, 21 января.

 

Как рассказал руководитель проекта Вячеслав Зильберборд изданию «News.Jeps», изначально Хаматова должна была читать отрывки из книги Анны Франк, однако сама актриса выбрала отрывки из книги Маши Рольникайте.

 

В возрасте 14 лет девочка попала в гетто Вильнюса, где погибла вся ее семья. Даже в самые тяжелые периоды продолжала вести дневник. Отрывки из них и прозвучат со сцены Большого зала петербургской Филармонии.

В роли чтеца выступит народная артистка России Чулпан Хаматова.

— Честно говоря, не собиралась производить впечатление как актриса, стараться блистать какими-то гранями актерского таланта. Очень важно деликатно просто донести текст, - отметила Хаматова.

Того же мнения придерживается и пианистка Полина Осетинская, что будет аккомпанировать актрисе:

— Это та тема, которая требует увода своего «я» на второй план. И моя задача в этом концерте действительно очень-очень маленькая. Очень утилитарная, если так можно сказать. Создать, может быть, какой-то нужный контекст, нужную интонацию, - рассказала исполнительница.

 «Так устроена человеческая память: если не напоминать об этих страшных днях, не помнить этих событий и не пройти круг очищения, покаяния и осознания, то никто не может гарантировать, что история не повторится, – сказала она. – К сожалению, и у нас в стране есть скинхеды, националисты, люди, которые не любят геев, которые не любят инвалидов, бездомных. Люди, которые считают, что детям с ДЦП не место в классе для обычных детей. Люди, которые считают таджиков, киргизов и обслуживающий персонал людьми второго сорта. Я не знаю, чем это отличается от проявлений фашизма в Германии, потому что в тот момент, когда один человек заявляет, что он по какому-то праву является лучше, выше по происхождению и большего заслуживает в этой жизни, чем другой человек, в этот момент начинается прямая дорога к фашизму. И от этого не застрахован ни один человек ни в одной стране мира».

Дирижером концерта станет Владимир Альтшулер, за фортепиано  - Полина Осетинская, а на скрипке для гостей сыграет талантливый девятилетний скрипач из Петербурга – Александр Кулицкий.

Как родилась идея концерта и что за этим стоит

Чулпан Хаматова и Полина Осетинская выступят на концерте «Желтые звезды»

24 января в Большом зале петербургской Филармонии состоится концерт «Желтые звезды» в память о Холокосте. Такой концерт проводится уже во второй раз – впервые «Желтые звезды» прошли год назад.

О том, как родилась идея концерта и что ждет слушателей в этом году, нашему изданию рассказал Вячеслав Зильберборд – руководитель проекта, основатель II Международного скрипичного фестиваля и Фонда поддержки музыкального образования, при содействии которых организован концерт.

Как я уговорил звезд стать «Желтыми»

Первый концерт мы организовали в январе 2016 года. Идея пришла мне в голову после посещения музея Исаака Шварца. На выходе из домика композитора висела афиша концерта Шварца «Желтые звезды». Мы с женой сразу зацепились за нее взглядом. Тут и появилась мысль: надо сделать к Дню памяти жертв Холокоста благотворительный концерт с таким названием. Об этой идее я рассказал Полине Осетинской. Вместе с ней мы поехали к Ксении Раппопорт. Долго ее уговаривать не пришлось. А потом в радиостудии «Эхо Москвы» мы разговорились с выдающимся трубачом Сергеем Накаряковым – выяснилось, что он гражданин Израиля! Он согласился сыграть у нас «Коль Нидрей» и даже отменил ради этого уже запланированное выступление. Свою помощь сам предложил выдающийся скрипач современности Максим Венгеров, открывавший наш I Международный скрипичный фестиваль.

 

Я рассказал ему о Фонде, о том, как мы помогаем школе при Консерватории, и он сразу загорелся этой идеей. Так у нас получился по-настоящему «звездный» концерт.

Четыре старинные скрипки

На прибыль от концерта мы приобрели четыре детских старинных скрипки. Теперь на них играют талантливые дети из школы при Консерватории.

Зачем детям старинные скрипки? Они прекрасно звучат и, в отличие от современных, проверены временем. Когда ребенок учится и развивается, важно, чтобы он получал удовольствие от игры. А если, играя, например, в пятой позиции, он чувствует, что скрипка сипит и хрипит, он будет воспринимать этот звук как собственный, хотя на самом деле это проблема инструмента. И тогда у маленького скрипача не будет стимула для развития.

Конечно, со временем ребенок из детской скрипки вырастает, и инструмент переходит к другому талантливому юному скрипачу. Я считаю важным лично вручить ребенку скрипку со словами: «Береги ее, после тебя на ней будет играть другой ребенок».

 

Одна из скрипок, приобретенных Фондом поддержки музыкального образования на прибыль от концерта «Желтые звезды»-2016

 «Желтые звезды»-2017

Инициатором продолжения проекта стал директор Филармонии Илья Сергеевич Черкасов. После первого концерта он сказал, что хотел бы видеть «Желтые звезды» на афише Филармонии и в 2017 году. Конечно, без партнерского участия Филармонии мы бы вряд ли решились продолжать. В этом году мы ощутили поддержку еврейских организаций. Так, петербургский «Гилель» развел бурную деятельность, заставил нас подать заявку на грант. «Ева» накануне концерта организует круглый стол на тему Холокоста с участием 70 представителей молодежи. Мы поняли, что у нас есть единомышленники!

Концерт, который интересно не только слушать, но и смотреть

На прошлогоднем концерте Ксения Раппопорт читала отрывок из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». В этом году чтецом будет Чулпан Хаматова. Мы предложили ей читать дневник Анны Франк. Но она сказала, что у нее уже есть подготовленный проект – в Лондоне она читала отрывки из книги Маши Рольникайте.

 

Лично я этот текст не смог дочитать до конца, раза четыре открывал его и закрывал – душили слезы. Думаю, что только у Чулпан достаточно мужества, чтобы прочитать дневник Маши Рольникайте со сцены. Мы разделили текст на две части – он будет звучать и в первом, и во втором отделениях.

Музыкальную часть мы постарались разработать так, чтобы она органично сочеталась с текстом.

Вначале прозвучат «Ночные молитвы» Гии Канчели – композитора, написавшего музыку ко всем фильмам Георгия Данелии – в исполнении знаменитого кларнетиста Юлиана Милкиса, ученика «короля свинга» Бенни Гудмена. Это произведение никогда ранее не исполняли в Филармонии, в нем участвует кларнет, струнные и... магнитофонная лента. Что записано на ленте, рассказывать не буду, – пока что это секрет.

 

У Маши Рольникайте был маленький братик... И мы решили вывести на сцену мальчика, 9-летнего скрипача-виртуоза Александра Кулицкого. Саша – скрипач в четвертом поколении, учится скрипичному мастерству у собственной бабушки – Веры Арнольдовны Добрынинои?. Нужно было какое-то недлинное и трогательное произведение, и мы выбрали «Легенду» Венявского. Саша будет играть на одной из скрипок нашего Фонда, это французская скрипка XIX века.

Во втором отделении Полина Осетинская сыграет на рояле несколько пьес из «Детского альбома» Чайковского, в том числе известную «Похороны куклы». Это обращение к детям, которые не пережили Холокост.

 

 

В конце оркестр сыграет симфонию Шостаковича, написанную им на окончание Второй мировой войны.

 

Дирижер – Владимир Альтшулер; именно он дирижировал исполнением «Желтых звезд» Шварца во время премьеры, состоявшейся в 90-е годы. Нам хотелось закончить концерт на оптимистической ноте: в этом произведении есть трагизм, но в целом это музыка победы.

Благодаря драматургии режиссера Валерия Галендеева, и световой партитуре, созданной выдающимся художником по свету, многократным лауреатом «Золотой маски» Глебом Фильштинским, концерт будет интересно не только послушать, но и посмотреть.

Все артисты выступают на благотворительных началах, поэтому билеты недорогие. Мы будем рады видеть всех!

Видеотрейлер с концерта «Желтые звезды»-2016 https://www.youtube.com/watch?v=vlKXvU6rH5g

 

Программа концерта с аннотацией   

«Жёлтые звёзды» 6+

Концерт, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста

День памяти жертв Холокоста отмечается ежегодно в конце января, в годовщину освобождения Освенцима в 1945-м. Стержнем концерта станет Дневник Маши Рольникайте, фрагменты из которого исполнит Чулпан Хаматова. Это записи, сделанные девочкой-подростком: как Таня Савичева в блокадном Ленинграде, Маша Рольникайте потеряла всех близких в Вильнюсском гетто, а потом, подобно Анне Франк, вела дневник в лагере смерти. В отличие от других, Маше Рольникайте удалось выжить. Символично, что её дневник прозвучит со сцены именно в Петербурге, где она прожила большую часть жизни, и где в 1964 году в журнале «Звезда» дневник был впервые опубликован на русском языке. Концерт увенчает написанная на окончание Великой Отечественной Войны Девятая симфония Шостаковича. Музыкальным аналогом «Архипелага ГУЛАГа» Солженицына называл Симфонии Шостаковича   Гия Канчели, чьи «Ночные молитвы», основанные на библейских псалмах, единых для еврейской и христианской религий, также прозвучат в концерте.

Канчели

«Ночные молитвы» для кларнета, струнного оркестра и магнитофонной ленты                           Венявский                                                                                                                                                  «Легенда» для скрипки и струнных                                                                                          Шостакович                                                                                                                                      Симфония № 9                                                                                                                                                       Маша Рольникайте                                                                                                                                                    Отрывки из воспоминаний, опубликованных в «Детской книге войны. Дневники 1941-1945 гг».                                                                                                                                   Чайковский - «Детский альбом», фрагменты

 

Чулпан Хаматова  чтец

Александр Кулицкий  скрипка

Юлиан Милкис  кларнет

Полина Осетинская  фортепиано

Владимир Альтшулер  дирижер

Академический симфонический оркестр филармонии

 

При поддержке: II Международного скрипичного фестиваля, Фонда поддержки музыкального образования.

Фото учащихся и учителей из фойе Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, где проходила пресс-конференция

 

 

Учащиеся ГБОУ школы «Тутти» и учителя Дыгодюк Н.В. и  Островская Я.Е. с известной актрисой Чулпан Хаматовой, которая должна читать на предстоящем концерте отрывки из

 «Дневника Маши Рольникайте»

 

 

Ученики и учителя ГБОУ школы «Тутти» в  ожидании начала конференции

 


 

 

Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда

не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями

 И. Бауэр

 

 

Предлагаем Вам принять участие в конкурсе творческих работ,

посвященному памяти Маши Рольникайте

 

Конкурс проводится в рамках Х Международного Фестиваля Толерантности: памяти Маши Рольникайте, который пройдет в Санкт- Петербурге с 16 по 18 ноября 2016г.

 

Фестиваль проводится Еврейской благотворительной организацией «Ева» при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики правительства Санкт- Петербурга.

 

Известная писательница, переводчица с идиша, член Союза Писателей; её книги изданы во многих странах, её рассказы и очерки постоянно печатались в журналах. Но главным делом жизни Марии Григорьевны стало сохранение памяти о Холокосте. Маша Рольникайте была узницей Вильнюсского гетто и концлагерей Стразденгоф и Штуттгоф. Участвовала в антифашистском подполье. Ее стихотворение «Стразденгофский гимн» стало боевой песней сопротивления. Маша чудом осталась в живых, хотя и потеряла в гетто самых близких людей: маму и младших братика с сестричкой.

Её книга «Я должна рассказать» основанная на дневнике, который Маша вела в гетто, стала одной из первых книг о Холокосте, вышедших в Советском Союзе. Но одной книги было недостаточно, хотя она и переиздавалась неоднократно, и вышла в переводах почти на двадцати языках. Мария Григорьевна встречалась с читателями и рассказывала, рассказывала, рассказывала, заново переживая все ужасы, гибель родных, друзей, знакомых…

 

 

К участию в конкурсе принимаются художественные работы детей до 18 лет, посвященные памяти Маши Рольникайте и ее творчеству.

 

Требования, предъявляемые к работам: черно-белая графика, формат А4. К работам необходимо приложить резюме, в котором должно быть указано название работы, соответствующий фрагмент произведения (если есть), фамилия, имя и возраст автора, № школы и класс, контактные телефоны, имя и контакт руководителя.

 

Электронная версия документальной повести «Я должна рассказать»:

http://e-libra.ru/read/178308-ya-dolzhna-rasskazat.html

 

Лучшие работы будут представлены на выставке в рамках Фестиваля Толерантности в Доме Еврейской Культуры ЕСОД.

 

Все участники конкурса получат дипломы.

 

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 14 октября 2016г. (по тел. 571-42-51 или электронной почте tanya@eva.spb.ru ), конкурсные работы принимаются до 30 октября 2016г. по адресу наб.реки Мойки д.58 (1-я арка от ул. Гороховой, во двор, направо, бежевое 2-х этажный здание, Еврейская благотворительная организация «Ева»).

 

Справки и консультации по телефонам: 571-42-51, 8 921 480-80-61, 8 921 910-58-26

 

 

Оргкомитет Фестиваля Толерантности


 

«Она рассказывала о страшном, о нестерпимом. Самое главное, она рассказала о том, как совсем молодой человек осознает себя внутри исторической трагедии, и как возложенная им на себя миссия записывать, запоминать, чтобы потом свидетельствовать, позволяет ему выстоять, бороться до конца, выжить.

О Маше Рольникайте привыкли говорить и думать, как о свидетеле. Она сама так о себе думала, настаивая на строгой документальности своих произведений. Но в первую очередь она была замечательным писателем. Ее имя стоит рядом с именами Варлама Шаламова и, конечно же, Примо Леви — писателей, которым выпало на долю переплавить ужас уничтожения в литературное слово, доказать, что и тут писатель выше документа» (В.Дымшиц)

 

«Рувик, Рувеле, РУВИМ был долгожданным, особенно папой, сыном…

Особенно все умилялись, когда Рувик, подрастая, залезал на свою деревянную лошадку, изображал всамделишного всадника. И еще тем, что, заметив, кто из нас не занят, хватал в охапку свои книжки и просил читать, хотя уже знал их наизусть. Особенно любил, когда папа после обеда иногда ложился ненадолго отдохнуть, забраться к нему на диван и пристроиться рядышком. Очень гордился тем, что они с папой «мальчики». Однажды ради сходства угольком нарисовал себе усики. И мечтал тоже носить длинные брюки с ремнем…

Главной его мечтой было, когда вырастет, строить мосты. Казалось странным, живя среди каменных стен, где воды можно было добыть только из единственного на весь двор крана, он мечтал о широких реках и больших мостах над ними.

Много рек, множество над ними мостов. Но нет ни одного, построенного маленьким мечтателем Рувеле-Рувимом Рольникасом, которого в семь лет лишили жизни…»

 

Отрывок из книги М. Рольникайте «Наедине с памятью»

 

«Сегодня 21 июля. Месяц с начала войны и мой день рождения. Мне четырнадцать лет. Поздравляя и желая долгих лет, мама расплакалась. Сколько раз я слышала это обычное пожелание и ни разу не обратила внимания, какое оно  значительное…

По случаю дня рождения мама предложила надеть шелковое голубое платье. Оно без знаков. Какой у меня непривычно красивый вид! Только жаль, что волосы слишком длинные.

Вдруг в голову пришла замечательная мысль.

Я попросилась к соседке, тете Берте, чтобы показать ей платье. А сама – руку в шкаф (там под бельем лежат деньги) и – шмыг в дверь. Будто предчувствуя, мама кричит вдогонку, чтобы я не смела без знаков выходить на улицу.

А именно это я и собираюсь сделать. Вприпрыжку сбежав с лестницы, выскакиваю за ворота и смело, не оглядываясь, поворачиваю на Большую улицу. Захожу в парикмахерскую. Только теперь вздрагиваю: что я сделала?

Мне предлагают сесть. Стараюсь казаться спокойной и не смотреть на парикмахера. А он, повязывая белую салфетку, улыбается мне в зеркале. Узнал! Смотрю на него, вытаращив глаза, и не знаю, как сделать вид, что не понимаю этого. Опускаю голову, чтобы не видно было лица. Сердце тревожно бьется, а парикмахер, как назло копается. Может, убежать? Нельзя… Только бы не зашел гитлеровец!

Наконец постриг! Расплачиваюсь и выбегаю.

От мамы досталось. Пришлось пообещать больше не повторять таких глупых проделок.

Мама пришила знаки ко всем  платьям…»

 

Отрывок из книги М. Рольникайте «Я должна рассказать»

 

 

«Мне велели носить камни. Мужчины мостят дорогу между строящимися бараками. Другие женщины привозят камни из оврага в вагонетках, а мы должны подносить их каменщикам. Конвоиры и надзиратели ни на минуту не спускают с нас глаз. Вагонетки должны быть полные, толкать их надо бегом и только вчетвером; разносить камни мы должны тоже бегом; мужчины обязаны быстро их укладывать. Все нужно делать быстро и хорошо, иначе нас расстреляют…

Я уже наловчилась носить камни, так теперь велели их дробить. Я, конечно, не умею. Стукну молотком – а камень целехонек. Ударю сильнее – но отскакивает только осколочек, и тот – прямо в лицо. Оно уже окровавлено, болит, я боюсь поранить глаза. А конвоир кричит, торопит. Один мужчина предложил научить меня, но конвоир не разрешил: я должна сама научиться. Закрываю глаза, плачу от боли и обиды и стучу…»

 

Отрывок из книги М. Рольникайте «Я должна рассказать»

 

«В сарай вбегают красноармейцы. Они спешат к нам, ищут живых, помогают встать. Перед теми, кому их помощь уже не нужна, снимают шапки.

- Помочь, сестрица?

Меня поднимают, ставят, но я не могу двигаться, ноги дрожат. Два красноармейца сплетают руки, делают «стульчик» и, усадив меня, несут.

Из деревни к сараю мчатся санитарные машины, бегут красноармейцы. Один предлагает помочь нести, другой протягивает мне хлеб, третий отдает свои перчатки. А мне от их доброты так хорошо, что сами собой льются слезы. Бойцы утешают, успокаивают, а один вытаскивает носовой платок и, словно маленькой, утирает слезы.

- Не плачь, сестрица, мы тебя больше в обиду не дадим!

А на шапке блестит красная звездочка. Как давно я ее не видела!..»

 

Отрывок из книги М. Рольникайте «Я должна рассказать»

 

«Я не могу слышать слово «акции». Сейчас это означает, что продукты стали дешевле, а тогда означало угон на расстрел. В 14 лет я знала, что меня убьют. Что в любую ночь могут прийти. Не так просто понимать это в 14 лет. 

Наш палач, заместитель Гебитскомиссара Франц Мурер, повинен в гибели 100 тысяч человек, в том числе 70 тысяч евреев. В моем архиве есть инструкция, как обращаться с евреями, и там сказано: «Евреи - наши единственные враги, они единственные виноваты в том, что идет война. Кто будет иметь дело с евреями, сам будет рассматриваться как еврей». Людей вешали на площади с доской «Я помогал евреям».

Мурер часто устраивал налеты на квартиры. Мои бумажки лежали на подоконнике. Рядом - коробок с двумя спичками (спички в гетто были величайшей редкостью). Все соседи знали: если появится Мурер, надо жечь. Я очень боялась, что эти записки найдут, и мама посоветовала мне: «Учи наизусть». Врачи говорят, это помогло мне сохранить память. Насчет памяти я не знаю, но дневник я таким образом сохранила. Разбудите меня ночью, и я расскажу вам его с любого места. 

В вагоне я встретила тезку, Машу Механик, учительницу. Мы подружились, спали рядом на нарах, работали на стройке - дробили камни для укладки дороги. А по воскресеньям нас заставляли маршировать и петь песню на немецком: «Мы были господами мира, теперь мы вши мира». Я назло им сочинила песню, которая потом вошла в сборник песен гетто и концлагерей под названием «Штрасденгофский гимн».

Машу Механик расстреляли. Рабочие шелковой фабрики вывезли и спрятали несколько евреев. Тогда эсэсовцы выстроили нас в ряд и сказали, что за это ответит каждый третий еврей. Эсэсовец отсчитывал и каждому третьему велел делать шаг вперед. Я сказала: «Маша, я девятая». А она: «Нет, я». Действительно, она оказалась девятой и шагнула вперед. Понимаете, от чего зависела жизнь? От того, что я стояла здесь, а не тут. Эсэсовец пошел считать дальше. Я просила ее: «Маша, скажите, что вы ничего не знали об этом побеге!» А она ответила мне спокойным голосом: «Думаешь, если в мире станет одной Машей Механик меньше, что-нибудь изменится?»

 

Из выступления М.Рольникайте на книжной ярмарке Non/Fiction, 2015г.

 

 


 

 

Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда

не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями

 И. Бауэр

 

С 18 по 20 ноября  2015 года в Санкт- Петербурге пройдет

 IX Международный Фестиваль Толерантности: Детский голос из Холокоста.

 

«…Ежедневно в двенадцать часов детей ведут на кухню за супом. Они приходят, постукивая деревянными, обтянутыми материалом башмаками, и ждут, чтобы их впустили. Об этой минуте они мечтали вчера весь вечер и сегодня все утро. Жадно выхлебав свою порцию, вылизав мисочку, выходят и снова начинают ждать завтрашнего дня, когда их опять приведут сюда…

Дети. Бледные личики, натертые деревянными башмаками ножки. Они тоже враги фюрера. От них тоже надо «очистить Европу». Из дневника Маши Рольникайте, Вильнюсское гетто, 1942г.

 

 

Основной аудиторией Фестиваля Толерантности станут Петербургские школьники, студенты и преподаватели средней и высшей школы.

 

Главная цель Фестиваля – воспитание толерантности и профилактика ксенофобии через знакомство широкой аудитории с историей Холокоста.

 

Фестиваль проводится Еврейской благотворительной организацией «Ева» при участии и поддержке:

 

O           Голландского Гуманитарного Фонда

O           Американского Еврейского Объединенного Распределительного Комитета «Джойнт»

O           Комитета по внешним связям правительства Санкт- Петербурга

O           Санкт-Петербургского Дома Национальностей

O           Дома Еврейской Культуры «ЕСОД»

O           Межрегионального Научно-просветительского Центра и Фонда «Холокост»

O           СПБ благотворительной общественной организации «Сыновья Завета – Бней Брит»

O           СЗ организации бывших узников фашистских концлагерей и гетто

O           Информационно-Культурного корчаковского центра толерантности

O           Российского Государственного Педагогического Университета им. Герцена   

Мероприятия Фестиваля пройдут в Доме Еврейской Культуры ЕСОД

(П.С., Большая Разночинная ул., д. 25А, М. «Чкаловская»)

 


 

 VI Международный Фестиваль  Толерантности "Искусство периода Холокоста" состоится  14-16 ноября 2012года, в рамках которого объявлен конкурс творческих работ "Память,противящая забвению..."

 

VII Международный фестиваль Толерантности: 135-лет со дня рождения Януша Корчака состоится 20-22 ноября 2013года

подробности на сайте http://www.eva.spb.ru/

 

Информация о Международных ежегодных конкурсах для учащихся и студентов, организованные Центром "Холокост", на сайте:http://www.holocf.ru/

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"